Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение в РФ услуг иностранного перевозчика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ставка 0 процентов установлена для реализации товаров на экспорт и товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). К работам и услугам, непосредственно связанным с их производством и реализацией, тоже применяется ставка 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В состав таких услуг входят организация и сопровождение перевозок, перевозка или транспортировка, организация, сопровождение, погрузка и перегрузка. В отдельных случаях налоговики пытаются отказать в возмещении НДС экспедиторам. Они считают, что такие организации не вправе применять налоговую ставку 0 процентов и услуги по экспедированию подлежат налогообложению на общих основаниях.
Преимущество или наказание
В случаях, специально оговоренных статьей 164 Налогового кодекса, исполнитель обязан применить ставку 0 процентов (письмо ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/18@). Но для этого необходимо представить в налоговую инспекцию ряд документов:
- контракт (или его копию) на выполнение оказанных услуг;
- выписку банка о фактическом поступлении выручки от покупателя за эти услуги;
- таможенную декларацию (или ее копию) только при перемещении товара трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи или в случае международного таможенного налога транзита;
- копии товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение таможенной границы России (п. 4 ст. 165 НК РФ).
Некоторое уменьшение списка требуемых документов (по сравнению с 2005 годом) с лихвой компенсируется тем, что порядок подачи остался прежним. Те организации, которые не обязаны предъявлять таможенные документы, должны представить остальной пакет вместе с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ). Но не всегда обязательства сторон по международным контрактам можно исполнить в течение одного налогового периода. И к моменту подачи декларации некоторые документы (например выписки с банковского счета о зачислении выручки) просто не существуют в природе. Значит, и подтвердить обоснованность ставки 0 процентов не представляется возможным. Поэтому необходимо будет применить ставку 18 процентов. При этом заказчик (покупатель) не имеет права принять к вычету входной НДС, рассчитанный по завышенной ставке. Короче, исполнителю остается только уплатить 18-процентный налог за счет собственных средств. А впоследствии, когда все документы будут готовы, нужно будет предъявить их вместе с налоговой декларацией для возврата ранее уплаченных сумм. Налоговая инспекция вправе рассматривать и проверять полученные бумаги в течение трех месяцев, а если сочтет обоснования недостаточными, то и отказать в возмещении налога (п. 4 ст. 176 НК РФ).
* Варианты распределения ответственности за товар между продавцом и покупателем рассматриваются официальными правилами международной торговой палаты Инкотермс-2000. Толкование торговых терминов приведено в нашем справочнике на странице 92.** В данном случае неважно, свой транспорт использует перевозчик или фрахтует воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания. НДС по услугам арендодателя судов в этой статье не рассматривается. Для таких услуг место реализации определяется по правилам пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.
Можно ли возместить НДС за услуги по доставке?
1.Услуги по международной перевозке товара облагаются по нулевой ставке. При этом оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) не препятствует применению ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. То есть, оказывая услугу по экспортной перевозке грузов с привлечением третьего лица — перевозчика, вы также применяете нулевую ставку и не позднее 5 календарных дней со дня оказания услуг выставляете покупателю услуг (грузоотправителю) счет-фактуру в двух экземплярах .
Но обратите внимание, счета-фактуры по экспортным операциям выставляются не «без НДС», а с указанием ставки НДС 0% . И нулевую ставку нужно подтвердить, представив в ИФНС вместе с декларацией необходимые документы в течение 180 календарных дней с даты отметки, проставленной таможенными органами на документах.
Кроме того, по нулевой ставке облагаются оказываемые грузоотправителю на основании договора транспортной экспедиции транспортно-экспедиционные услуги, закрытый перечень которых установлен абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. В случае заключения обычного посреднического договора нулевая ставка в отношении вознаграждения не применяется. Если вы будете оказывать услуги, не поименованные в п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги также нужно облагать по ставке 18% .
Для посреднических договоров, в которых посредник действует от своего имени, установлен особый порядок составления счетов-фактур и их регистрации в журнале учета счетов-фактур. Тогда как для экспедиторов порядок выставления счетов-фактур Постановлением N 1137 не определен. В таком случае можно воспользоваться разъяснениями контролирующих органов .
Проформа-инвойс / Счёт-проформа
Если совсем просто, Proforma Invoice или Счёт-проформа — предварительный счёт на оплату товара, товаросопроводительный документ, подтверждающий только отгрузку товара продавцом покупателю, но не его продажу.
Отличие Проформы-инвойса от обычного Счёта заключается в том, что Счёт-проформа не является расчётным документом. Proforma Invoice содержит сведения о номенклатуре и стоимости товаров, но при этом не требует уплаты указанной в нём суммы. Проформа-инвойс по сути — документ для перевозчика, он может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар.
Проформа-инвойс оформляется, когда, по контракту, товар поставляется без предоплаты или — с частичной предоплатой. Также — при поставке товара на консигнацию, для технической экспертизы, для участия в международных выставках или аукционах или — в качестве давальческого сырья на дальнейшую переработку.
Фактически, бланк Проформы-инвойса дублирует данные Инвойса, только без информации о сроках платежей и банковских реквизитов сторон.
Проформа-инвойс — cтандартная форма.
Важно!Проформа-инвойс заполняется только на компьютере (или пишущей машинке — для любителей ретро :), ошибки, опечатки, рукописные поправки или описание товаров в произвольной форме таможня не принимает.
Основные группы международных конвенций
Экспорт услуг автотранспортных перевозок — перспективная область ВЭД, связанная с продажей за границу сырья и материальных ценностей. В общем объеме грузоперевозок транспортировка автомобильным транспортом составляет свыше 60%. Поэтому важность соблюдения договоренностей и соглашений обусловлена востребованностью автоперевозок в общем потоке международных перевозок.
Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН разработано на более 50 конвенций, соглашений и других международных документов, регулирующих вопросы использование автомобильного транспорта в сфере международных перевозок грузов и пассажиров. В данный перечень входят:
-
Инкотермс. Рекомендация ЕЭК ООН №5;
-
Согласование кодов статуса перевозки. Рекомендация №24 ЕЭК ООН;
-
Упрощенная отгрузочная маркировка. Рекомендация №15 ЕЭК ООН;
-
КФР — Код фрахтовых судов. Рекомендация №23 ЕЭК ООН и др.
Международные конвенции регулируют общие условия автомобильных перевозок, включающие:
-
условия дорожного движения,
-
транспортные средства,
-
инфраструктуру,
-
перевозку опасных и специфических грузов,
-
специфику налогообложения,
-
таможенное оформление,
-
частное право и многое другое.
Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН за период его существования разработано свыше 50 международных документов, регулирующих вопросы использования автомобильного транспорта в международных перевозках.
Классификация транспортных конвенций по объектам правового регулирования охватывает:
-
общие принципы и организацию международных перевозок;
-
условия грузовых и пассажироперевозок (КМАПП);
-
тарифы на грузоперевозки;
-
налаживание транспортных связей между государствами (облегчение прохождения таможенных процедур, налогового оформления и пр.) МДП/ TIR;
-
специфику деятельности отдельных видов транспорта;
-
защиту имущественных прав перевозчиков, получателей и отправителей груза, других участников транспортного процесса.
Налогообложение при международных перевозках
Очень удобный и повсеместный авиационный транспорт, в основном применяется только для доставки срочных или скоропортящихся некрупных грузов. Для тяжелых и объемных грузов этот тип транспорта неуместен, поскольку способ доставки грузов авиационным транспортом очень затратный в экономическом плане. читать подробнее
Под термином мультимодальность
понимают комбинирование нескольких типов транспорта, что означает мультимодальную доставку грузов. Все зависит от сложности пути следования груза и конкретной ситуации. Примером такой доставки является путь груза сначала на автотранспорте в морской порт, перевозка его по морю, а затем из морского порта его перегрузка снова на автотранспорт, который доставляет груз непосредственно до двери клиента. читать подробнее
Транзит грузов и товаров, исполняемый нашей фирмой, является интернациональным и повсеместным, включая совершенно разные страны.
Осуществляя грузоперевозки по России, а также странам ближнего и дальнего зарубежья, мы работаем в 4 направлениях.
Популярнейшее направление, которое стало уже традиционным. Транспортировка грузов на этой территории проверена временем, ведь экономические отношения России с Европейскими странами укреплялись в течение многих лет и очень надежны. Для «DMlogist» грузоперевозки из и в такие страны как Англия, Франция, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Чехия, Дания, Голландия, Норвегия, Финляндия и т.д. — самые привычные нам и популярные заказы клиентов. Список стран, входящих в этот сегмент, объединяет все станы Европы, включая Турцию.
Грузоперевозки могут проходить через территорию Белоруссии, Украины и стран Прибалтики, все зависит от начальной и конечной точек следования. Здесь применяют обычно автомобильный транспорт, но учитывая индивидуальный заказ и маршрут, по которому будет происходить доставка, также подключают другие виды транспорта, например, это может быть морской транспорт через порт Санкт-Петербурга, а при срочности доставки будет удобен авиатранспорт.
Большую роль в международных грузоперевозках имеют такие две страны, как Германия и Финляндия. Хочется отдельно выделить значение этих стран, как участников экономических отношений в сфере логистики. Германия является очень удобной в транспортном и географическом плане пунктом, куда направляют товары из самых разных стран мира. Затем доставка идет по суше или по воде. В свою очередь, международные перевозки грузов и товаров с помощью автотранспорта через Финляндию или из нее обладают свойством рациональности и универсальности, поскольку эта страна — наш сосед, и этот вариант является одним из самых оптимальных в экономическом плане.
1.Услуги по международной перевозке товара облагаются по нулевой ставке. При этом оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) не препятствует применению ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. То есть, оказывая услугу по экспортной перевозке грузов с привлечением третьего лица — перевозчика, вы также применяете нулевую ставку и не позднее 5 календарных дней со дня оказания услуг выставляете покупателю услуг (грузоотправителю) счет-фактуру в двух экземплярах .
Но обратите внимание, счета-фактуры по экспортным операциям выставляются не «без НДС», а с указанием ставки НДС 0% . И нулевую ставку нужно подтвердить, представив в ИФНС вместе с декларацией необходимые документы в течение 180 календарных дней с даты отметки, проставленной таможенными органами на документах.
Кроме того, по нулевой ставке облагаются оказываемые грузоотправителю на основании договора транспортной экспедиции транспортно-экспедиционные услуги, закрытый перечень которых установлен абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. В случае заключения обычного посреднического договора нулевая ставка в отношении вознаграждения не применяется. Если вы будете оказывать услуги, не поименованные в п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги также нужно облагать по ставке 18% .
Для посреднических договоров, в которых посредник действует от своего имени, установлен особый порядок составления счетов-фактур и их регистрации в журнале учета счетов-фактур. Тогда как для экспедиторов порядок выставления счетов-фактур Постановлением N 1137 не определен. В таком случае можно воспользоваться разъяснениями контролирующих органов .
Применение ставки 0% по транспортным услугам
В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:
- международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
- транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
- услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
- перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
- пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
- перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
- внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.
Подробнее о том, как уплачивается НДС и применяется налоговый вычет по транспортно-экспедиционным услугам, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
С 2021 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.
Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:
- копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
- копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
- копии таможенных деклараций или их реестр.
Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.
К транспортно-экспедиционным услугам относятся:
- участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- информационные услуги;
- подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов;
- платежно-финансовые услуги;
- таможенное оформление грузов и транспортных средств;
- разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
- розыск груза после истечения срока доставки;
- контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
- перемаркировка грузов;
- обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
- обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Вы можете выбрать удобный для себя формат посещения занятий в конкретный день. Очные занятия проходят в комфортных, оснащенных техникой аудиториях. Посещаете занятия в соответствии с действующим расписанием. Ознакомиться с ним вы можете на нашем сайте в разделе Расписание занятий, либо на наших стендах. Каждый слушатель получает в личное пользование учебный раздаточный материал, необходимый для работы на занятиях, в распечатанном и электронном виде.
При невозможности очного посещения занятия Вы можете присутствовать на занятии дистанционно, зайдя в вебинарную комнату со своего компьютера или смартфона. В дни проведения занятий Вы получите ссылку-приглашение на вебинар по электронной почте. Если не получилось присутствовать на лекции во время ее проведения, то можно эту лекцию посмотреть в записи в течение 30 дней (ссылка на запись присылается на следующий день после проведенного занятия).
Для практической работы, связанной с применением компьютерной техники:
- • при очном посещении слушатель получает в пользование на время проведения занятия ноутбук с установленным программным обеспечением;
- • при дистанционном обучении для практических занятий слушатель получит инструкцию с целью подготовки своего компьютера для удаленного доступа к компьютеру в аудитории и сможет работать вместе с одногруппниками удаленно.
Налогообложение услуг по перевозкам и транспортно –экспедиционных услуг (ТЭУ) в 2019 г. Документооборот. Договоры страхования гражд. ответственности
семинар
1. Транспортная экспедиция: документальное оформление, бухучет и налогообложение в 2019 г
- Правовое регулирование договора транспортной экспедиции и две взаимоисключающие квалификации договора транспортной экспедиции.
- Преимущества и недостатки «посреднического» и «подрядного» договоров транспортной экспедиции
- Безупречный документооборот по договору транспортной экспедиции: единые формы и требования к первичным документам для целей налога на прибыль
- Департамент общего аудита по вопросу оформления экспедиторских документов. Стоит ли прислушаться?
- Судебная практика Позиция ВС РФ
Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом при оказании экспедиционных услуг,
- Когда экспедитор не несет ответственность перед заказчиком.
- Договор страхования гражданской ответственности экспедитора и договор страхования груза. Отличие. На что обратить внимание заказчику
- Пределы ответственности экспедитора при международных перевозках и внутрироссийских.
- Как использовать законодательство для изменения размера ответственности экспедитора
- Отражение страхования грузов в торговых соглашениях
Новации 2019 года
- Новый налоговый агент по НДС
- Стоит ли сотказываться от нулевой ставки НДС по услугам, связанным с экспортом?
- Отказ от права собственности на предоставляемые ж/д составы и контейнеры для международных перевозок
- Ошибочное применение ставки НДС продавцом – не повод для отказа в вычете у покупателя
Особые правила перевыставления экспедиторами сводных счетов-фактур, заполнения книг продаж и журналов.
Место реализации транспортно-экспедиционных услуг и ставки НДС :
- Заказчик- резидент РФ, Исполнитель – иностранец
- Заказчик – резидент РФ , исполнитель – член ЕАЭС
- Заказчик член ЕАЭС , исполнитель – резидент РФ – транзитная перевозка.
Место реализации услуг по предоставлению вагонов ( контейнеров) и отличие от услуг по аренде.
- при международных перевозках
- для перевозок между станциями, находящимися на территории иностранного государства.
- резидент РФ предоставляет резиденту РФ ж/д состав для перевозок по территории ЕАЭС
- член ЕАЭС предоставляет резиденту РФ ж/д состав
К каким последствием приводит отличие международных соглашений ЕАЭС от НК РФ.
Особенности налогообложения при оказании транспортно-экспедиционных услуг при международной перевозке и документальное подтверждение нулевой ставки НДС:
- оказание услуг по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки
- организация международной перевозки образцов товаров, а также деловой корреспонденции
- организация международной перевозки грузов, не предназначенных для реализации
- оказание услуг экспедитором при организации перевозки товаров, ввозимых на территорию РФ
- организация международной перевозки товаров, вывозимых с территории РФ в таможенной процедуре временного вывоза
Договор транспортной экспедиции без налоговых рисков
Схемы доставки экспедитором груза Заказчику. Кто и как заполняет транспортные накладные
- экспедитор осуществляют доставку собственным транспортом – наиболее простая и понятная схема.
- экспедитор осуществляют доставку привлеченным транспортом
- Экспедитор организует от своего имени доставку товара привлеченным транспортом – посреднические услуги.
Когда резидент РФ становится налоговым агентом по НДС. Бухгалтерские проводки. Счета-фактуры, книги покупок и продаж .
Экспедитор-«упрощенец». Особенности налогообложения
2. Перевозки ( в том числе международные) российскими и иностранными компаниями
- О документальном подтверждении заключения договора перевозки груза в целях налога на прибыль.
- Документальное оформление перевозок: CMP, корнет TIR, таможенная декларация, ТТН, счет, акт об оказании услуг, счет-фактура и др.
- Специфические моменты и особенности страхования при международных и внутренних перевозках
- Страхование грузов или CMR страхование? Отличия. Что выбрать.
- Лимит ответственности при международных перевозках. Как заказчику использовать лазейки международного законодательства и покрыть все убытки, не предусмотренные CMR страхованием.
- Основные ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта
Проблемы документального подтверждения ставки НДС 0% в отношении услуг по международной перевозке товаров.
- Влияние базисов поставки по ИНКОТЕРМС 2010 на условия перевозок и распределения обязанностей Продавца и Покупателя по доставке грузов
- НДС в отношении услуг по международной перевозке в случае оказания этих услуг несколькими лицами или с привлечением третьих лиц. Позиция ВАС РФ, Минфина и ФНС России
- Когда НДС, предъявленный перевозчиком экспортируемых товаров по ставке 18%, можно принять к вычету
Какими документами можно обосновать перевозку грузов?
- Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара покупателю
- Поставщик заключает договор с перевозчиком,
- Транспортировку осуществляет покупатель
НДС при простое транспортных средств , демередже, диспаче
Особенности налогообложения перевозок всеми видами транспорта ( в том числе в рамках ЕАЭС) в 2018 и 2019гг .
- Договор перевозки заключен с иностранным перевозчиком, с перевозчиками из стран ЕАЭС.
- Как платить НДС, если российская транспортная компания оказывает услуги перевозки из Беларусии в Евросоюз
- Перевозка грузов (товаров) с территории одного участника ТС на территорию другого участника ТС через территорию РФ
- Кто платит НДС, если услуги по перевозке оказывает филиал российской организации, расположенной в стране ЕАЭС
- НДС при оказании российским перевозчиком на железнодорожном транспорте услуг по перевозке товаров, ввозимых на территорию РФ с территории Республики Беларусь
- Когда услуги таможенного представителя облагаются НДС по ставке 18% при международных перевозках
- О налогообложении налогом на прибыль доходов иностранной организации от международных перевозок и фрахта .
- Когда российский заказчик становится налоговым агентом по налогу на доходы.
- Проблемы использования международных соглашений(конвенций) для льготного налогообложения Как определить «реального» бенефициара.
- Как отразить по бухучету налог на доходы с иностранных лиц.
- Есть ли исключения для транспортно-экспедиционных услуг.
Особенности налогообложения международных грузоперевозок
- Местом поставки услуг международной перевозки грузов является место регистрации перевозчика независимо от статуса заказчика. Если перевозчик – резидент, такие услуги облагаются НДС по ставке 0 %.
- Местом поставки вспомогательных в транспортной деятельности услуг является место их фактического предоставления независимо от того, кто их предоставляет – резидент или нерезидент.
Источник: Практическое руководство № 16 «Автоперевозки и транспортное экспедирование для перевозчиков, экспедиторов и заказчиков», август 2020 года.
Любой товар, проходя несколько этапов следования от производителя до конечного потребителя (включая перепродажи), проходит через повышение цены. Если товарная единица куплена за 1000 гривен и продана за 1500 грн., разница между этими ценами становится базой для обложения налогом на добавленную стоимость (НДС). Естественно, в увеличении цены участвуют расходы на автоперевозку, разгрузочно-погрузочные, экспедиторские работы, которые увеличивают стоимость товара.
В Украине ставка НДС на международные грузоперевозки для резидентов страны составляет 0%. Резидентами считаются граждане государства, постоянно проживающие в Украине, зарегистрированные как налогоплательщики. Аналогично резидентом считается и юрлицо (автотранспортное предприятие) с украинским регистрационным адресом и налоговым номером.
Для того, чтобы грузоперевозка считалась международной, она должна сопровождаться единым транспортным документом. В морских и комбинированных транспортировках таким документом становится коносамент. В международных автоперевозках основной документ — накладная CMR.
Осуществляя международные автомобильные перевозки с доставкой груза на территорию иностранных государств, перевозчик обязан соблюдать правила относительно имеющихся документов. Грузовые автотранспортные перевозки будут считаться незаконными и выполненными с нарушениями, если отсутствует хотя бы один из обязательных разрешительных документов. Все они делятся на 3 категории и бывают:
- личными;
- на ТС;
- на перевозимый груз.
К подготовке пакета документов следует подходить предельно внимательно. Набор личных документов состоит из:
- водительского удостоверения, соответствующего международным требованиям;
- паспорта с действующими визами, дающими разрешение на въезд в другие страны;
- командировочного удостоверения;
- свидетельства о прохождении подготовки или переподготовки для управления грузовым автотранспортом;
- медицинской страховки;
- медицинской книжки, необходимой для перевозки пищевых продуктов в рамках стран СНГ;
- свидетельства ADR;
- регистрационных листов или тахограммы;
- документов для прохождения процедуры таможенного оформления водительских личных вещей.
В рамках международных автомобильных перевозок следует учитывать не только обязанности, но и права сторон, принимающих участие в операциях по транспортировке товаров и грузов. Поскольку в международных грузоперевозках на автомобильном транспорте принимают участие несколько сторон, следует рассматривать отдельно права и обязанности каждой из них. Начнём с отправителя грузов. Здесь учитываются следующие моменты:
- Грузоотправитель обязан понести ответственность за все расходы и убытки, возникшие при перевозке груза, если он предоставил неточные или недостаточно полные сведения в накладных и иных сопроводительных документах, за которые отправитель отвечал;
- При этом отправитель груза обладает право требовать от перевозчиков тщательной проверки веса по брутто и количества транспортируемого товара, которые измеряется в различных единицах. Дополнительно у него есть право проверять грузовые места на предмет их содержимого;
- Отправитель будет нести ответственность перед грузоперевозчиками при повреждениях и ущербе, наносимых грузу, лицам или же используемому оборудованию. Ответственность распространяется на любые издержки, обусловленные повреждением упаковочной тары, если при принятии груза не были оговорены видимые или известные грузовладельцу дефекты и нарушения;
- Отправители обязуются перед отправкой своего товара прикреплять к сопроводительным документам все требуемые сведения и информацию, которые необходимы для осуществления таможенного оформления или прохождения иных формальных процедур. Отправитель грузов будет нести полную ответственность перед нанятым перевозчиком при любом виде ущерба, обусловленным отсутствием, неполнотой, недостоверностью или наличием ошибок в сопроводительных бумагах.
В 1958 году, когда эра международных перевозок автомобильным транспортом только зарождалась, было подписано специальное соглашение, которое регулировало вопросы создания одинаковых условий для признания и утверждения механизмов и оборудования ТС. Только к 1987 году Россия стала полноправным участником соглашения, которое к тому времени претерпело целый ряд изменений. С того времени начали сертифицировать международный автомобильный транспорт. К настоящему моменту существуют сотни правил и директив, разработанных при ООН и Евросоюзом. В основном, они направлены на предъявление требований к новым транспортным средствам, которые передвигаются по европейским дорогам.
Большинство правил касается самих автопроизводителей, а не непосредственных пользователей создаваемого транспорта. Если же говорить про перевозчиков, то к ним предъявлены ограничения по массе, габаритам и экологическому воздействию на окружающую среду со стороны эксплуатируемого авто. Первое ключевое правило представлено под No49. Оно регулирует вопросы токсичности выхлопного газа, который производит двигатель внутреннего сгорания. Именно этот нормативный акт позволяет классифицировать ТС по нормам от Евро-0 до Евро-6. Последний является наиболее жёстким экологическим стандартом, принятым ещё в 2013 году.
В правиле под номером 51 предусмотрены ограничения по создаваемому автомобилями шуму. Согласно нормативным документам, если ТС имеет мощностью ДВС от 150 кВт и выше, то при разгоне шум не должен превышать 80 дБ. В случае выпуска сжатого воздуха из компрессоров шумность может достигать не более 72 дБ. Если автотранспорт соответствует этим нормам, его маркируют буквой L. При ещё более низких показателях шумности применяется маркировка в виде буквы G.
Всю процедуру международной грузоперевозки автомобильным транспортом можно разделить на 3 этапа:
- погрузка;
- доставка (транспортировка);
- выгрузка.
Каждый из этапов включает несколько отдельных операций, которые осуществляются в рамках подготовки, организации непосредственно самой реализации доставки. Помимо транспортной компании или организации, которые берут на себя решение вопросов по перевозке груза, в процессе принимают участие и сами владельцы грузов. Международная практика автоперевозок отличается своими особенностями, которые зависят от вида и характеристик груза, способа и порядков по организации транспортировки, применения погрузо-разгрузочного оборудования и пр.
Реализация доставки осуществляется путём выполнения двух основных операций. Первой является приёмка товара от грузоотправителя, а второй выступает передача продукции к конечному получателю. Если экспортёр перевозит собственный груз, он обязан предъявить транспортной компании, которая будет осуществлять доставку, все данные и сведения о товаре. Опираясь на полученную информацию, перевозчик определяет нужное количество автотранспортных средств и их характеристики, составляет рабочий график и схему движения, согласовывает перевозку с грузовладельцем и определяет, в какую сумму обойдётся оказываемая услуга. Если стороны приходят к соглашению по всему условиям, подписывается договор на международную доставку.
Тарифы на осуществляемые автомобильные грузоперевозки могут существенно отличаться в зависимости от того, о какой стране идёт речь. Причиной тому служит большая разница в некоторых случаях по размерам заработной платы в том или ином государстве, определяющем тарифные ставки для водителей. Как и в случае с воздушным и морским видом грузоперевозок, при тарификации автоперевозок учитывается преимущественно вес. Но также принимается во внимание соотношение между весом и объёмом груза. Среднее соотношение для автоперевозок груза равняется 3 к 1. Потому если объём груза превышает его вес в 3 раза и больше, тарификация основывается с учётом так называемого теоретического веса. Чтобы его получить, нужно суммарный объём разделить на 3.
На границе каждого государства действуют таможенные посты для автотранспортных средств. Через них проходят и грузоперевозчики, которые доставляют товары в различные страны. Пограничный обязательный контроль в рамках осуществляемых международных перевозок груза необходим для:
- обнаружения с пресечения эксплуатации транспорта, который оснащён специальными решениями для скрытия перевозимого груза от пограничников;
- недопущения прохождения через границы ТС, преследующих иные цели, помимо перевозки груза или пассажиров;
- контроля на предмет соответствия ТС предъявляемым техническим нормам.
Таможенный осуществляемый контроль при международных автомобильных перевозках товаров и различной продукции осуществляется в определённой последовательности.
Нормы международных соглашений
Как следует из положений ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Минфин России в письме от 13.11.2012 № 03-08-05 указал, что при налогообложении доходов от международных перевозок следует руководствоваться статьей «Доходы от международных перевозок» соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения.
В случае если какой-либо вид транспорта, которым осуществляется международная перевозка, не поименован в статье «Доходы от международных перевозок», применяются нормы статьи «Прибыль от предпринимательской деятельности» соглашения об избежании двойного налогообложения, а именно прибыль предприятия одного государства подлежит налогообложению только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, как указано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
Нормы действующих соглашений об избежании двойного налогообложения не относят транспортно-экспедиционные услуги к международным перевозкам для целей применения таких соглашений, и в отношении транспортно-экспедиционных услуг применяются нормы статьи «Прибыль от предпринимательской деятельности» соглашений об избежании двойного налогообложения, согласно которым прибыль предприятия одного государства подлежит налогообложению только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, как указано выше, прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
Если место реализации услуг — Россия
Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом положений главы 21 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговая база, указанная в п. 1 ст. 161 НК РФ, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных выше иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.
Таким образом, обязанности налогового агента по НДС возникают у российской организации, приобретающий транспортно-экспедиционные услуги по договору с иностранной организацией, только если местом реализации таких услуг в соответствии со ст. 148 НК РФ признается территория РФ.